О трех Основах Пути. Продолжение

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Если мать думает и заботится больше всего не о себе, это противоречит утверждению, что всякое живое существо больше всего любит себя, что в нас сильное эго.

Ответ: У матери тоже есть эгоизм, но когда дело доходит до ее детей, она нередко становится самоотверженной. Других людей, конечно, они не всегда любят, но своих детей, как правило, да.

Вопрос: Та доброта, о которой мы говорили, основана на привязанности, а привязанность ведет только к страданию. Логически рассуждая, если привязанность ведет к страданию, она никак не может являться добротой?

Ответ: Не важно, является любовь вашей матери к вам привязанностью или нет, самое главное – насколько она была к вам добра, как много о вас заботилась. Несмотря на ее страдания от привязанностей, на ее неведение, она была к нам очень добра. Если вам окажет помощь какой-либо калека, вы же не скажете, что он недобрый, потому что у него нет ноги или глаза, вы оцените его доброту, даже если он слепой и безногий. Самое главное, что он был к вам добр, и вы должны отблагодарить его за доброту.

Вопрос: Любое действие, даже доброе, не может быть благим по своей сути, если оно совершено на основе неведения.

Ответ: Это нелогично. Мотивация других существ – это их личное дело, но к вам-то они были добры. В своем труде “Бодхичарьяаватара” – “Вступление на путь деяний бодхисаттвы” – Шантидева тоже приводит подобный вопрос. Он говорит, что когда ваш враг говорит вам что-то плохое, вы не должны злиться, потому что им руководил его гнев, и, кроме того, эти обидные слова вам очень полезны. Ваш духовный наставник может дать только теоретические знания о практике терпения, но настоящую практику терпения обеспечит вам только ваш враг, поэтому вы должны любить его или, по меньшей мере, уважать. И после этого задается гипотетический вопрос: “Это так, но у моего друга есть мотивация мне помочь, а у моего врага нет такой мотивации”. И Шантидева отвечает, что вне зависимости от мотивации этот человек приносит вам пользу, и поэтому вы должны уважать его, быть к нему добры. К тому же, если бы у него не было дурной мотивации, то вы не смогли бы тренировать свое терпение. Зная заранее, что у вашего врага хорошая мотивация и он понарошку старается вас обидеть, вы не разозлились бы на него.

Вопрос: Можно ли допустить, что количество живых существ бесконечно?

Ответ: Да, живых существ бесчисленное множество.

Сейчас мы вновь затронули вопрос диспута. Если бы количество живых существ было ограничено, тогда можно было бы утверждать, что все живые существа были моей матерью, поскольку мое сознание безначально. Но как доказать, что ВСЕ живые существа были моей матерью, если их бессчетное множество? Что бы вы на это сказали? Это более тонкий диспут.

Ответ: Невозможно сосчитать и количество наших перерождений.

Геше: Да, предыдущих жизней бесчисленное количество и живых существ бесчисленное количество, но можно ли утверждать, что ВСЕ живые существа были вашей матерью, если ни то, ни другое невозможно сосчитать? Обычные люди, сколько бы голову ни ломали, ответить не смогут. Великие же мастера отвечают следующим образом. Животных – бесчисленное количество, и всех живых существ вообще – также бесчисленное количество; и тех, и других сосчитать невозможно. Однако бесчисленное количество животных является лишь частью бесчисленного количества всех живых существ. Подобным же образом, каким бы бесчисленным ни было число живых существ, их все же меньше, чем количество ваших предшествующих жизней. У ваших жизней нет ни начала, ни конца, а живые существа, при всей их бесчисленности, когда-нибудь станут буддами, и сансаре придет конец.

Вопрос: Вы сказали, что когда-нибудь наступит конец сансары, возможно ли это? Для одного человека может наступить конец сансары, а для других нет.

Ответ: Всеобщий конец сансары теоретически возможен, но практически труднодостижим. Каждое живое существо может стать буддой. Во всех существах есть потенциал будды, поэтому при встрече с соответствующими условиями у них возникнет шанс достичь состояния будды. И когда, в идеале, все они станут буддой, тогда наступит конец сансары.

Вопрос: У моего знакомого мама вела аморальный образ жизни и о нем не заботилась. Что ему посоветовать, чтобы он мог развивать заботу о матерях-живых существах?

Ответ: Для некоторых людей самым добрым человеком в жизни была не мать, а кто-то другой: может быть, отец или друг. Таким людям лучше доказать себе, что каждое живое существо когда-то было, к примеру, их другом или братом.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

21.01.14
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет