О Трех Основах Пути. Продолжение

Теперь поговорим о бодхичитте. Различают два вида бодхичитты. Первая – бодхичитта устремления, вторая – бодхичитта действия. Эти два вида бодхичитты различают с точки зрения функции. Бодхичитта устремления – это стремление к достижению состояния будды, но еще не вступление на путь деяний бодхисаттв. Породивший ее человек еще не принял на себя обет бодхичитты, который предполагает начало собственно практики бодхичитты. Сначала человек практикует бодхичитту устремления, а затем принимает на себя обет вступления в практику шести парамит. Такая бодхичитта уже называется действенной.

Бодхичитта устремления – это очень просто. Это развитие в себе ума, который стремится к достижению состояния Будды ради блага всех живых существ, но еще не применяется в конкретных делах, то есть в практике шести парамит. Но когда вы после порождения такой бодхичитты начинаете практиковать шесть парамит, ваша бодхичитта уже называется бодхичиттой действия.

С точки зрения сути также различают два вида бодхичитты. Первый вид – относительная бодхичитта, второй – абсолютная бодхичитта. Очень важно запомнить эти термины, потому что с ними вы будете постоянно сталкиваться в обширных текстах, где даны более глубокие учения. Относительная бодхичитта – это устремление к достижению состояния Будды ради блага всех живых существ. А абсолютная бодхичитта – это когда, преисполнившись таким сильным желанием, ваш ум постигает пустоту.

Если ваш ум с подобным сильным вдохновением, побужденным бодхичиттой, непосредственно познает пустоту, это настоящая абсолютная бодхичитта. К примеру, у архатов и арьев Хинаяны есть мудрость, непосредственно познающая пустоту, но это не абсолютная бодхичитта, потому что их ум не получил такого сильного посыла бодхичитты. Когда кусок металла раскаляется в огне так, что становится красным, можно сказать, что он одновременно является и железом, и огнем. Точно так же, если ум сильно раскаляется бодхичиттой и одновременно напрямую познает пустоту, то с одной стороны это бодхичитта, с другой – мудрость, познающая пустоту. Ум, обладающий этими двумя аспектами, и называется абсолютной бодхичиттой, союзом метода и мудрости.

В буддизме очень много терминов, связанных со словом союз. Союз метода и мудрости –это термин высшего порядка. В тантре много разнообразных союзов. Две вещи объединяются в союзе ясного света и иллюзорного тела, союзе блаженства и пустоты, союзе пустоты и ригпа, союзе ясности и пустоты. Всю эту терминологию необходимо понимать отчетливо, тогда вы поймете тантру. В противном случае ваша тантра останется на уровне ХУМ и ПЭ. В тантре говорится о методе и мудрости, которые объединились в одном уме.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

22.02.14
10
2 ответа
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Спасибо.

23.02.14

за блог -1

23.02.14