О Трех Основах Пути. Продолжение

В действительности ваше «я» подобно радуге. Если вы не проводите подробный анализ, то вам кажется, что есть некая плотная, независимая радуга, которая существует со своей стороны и имеет независимое, субстанциональное существование. Проведя тщательное исследование, вы не скажете, что радуги вообще не существует, но вы поймѐте, что радуга существует не так, какой она вам представлялась. Радуга представляется вам имеющей независимое субстанциональное существование, но такого она лишена, поскольку имеет взаимозависимое происхождение.

В чем заключается взаимозависимость радуги? Взаимозависимая радуга – это радуга, зависящая от капель дождя и солнечного света. Когда эти два фактора соединяются, возникает радуга. Эта взаимозависимая радуга существует. Но вот чего не существовало с самого начала, так это независимой, субстанционально существующей радуги. Независимая, субстанционально существующая радуга, которая нам казалась действительно существующей – это кунтаг.

У каждого феномена есть три характеристики. По-тибетски они называются кунтаг, шенванг и йондуп. Лучше эти термины не переводить, а использовать тибетские обозначения.

Кунтаг – это концептуальное творение. Это то, что ваш ум полагает существующим, когда в действительности этого нет. Шенванг – это зависимо существующее, нечто зависящее от другого. Например, шенванг – это радуга, зависящая от капель дождя и солнечного света.

Поскольку радуга зависит от другого, она не может иметь независимого, субстанционального существования, которое представляется нам, когда мы смотрим на радугу. Вы должны понимать, что такое существование вам только видится, в действительности этого нет, это кунтаг. Отсутствие кунтага во взаимозависимой радуге называется йондуп. Йондуп означает совершенно или абсолютно установленный.

Отсутствие независимой, субстанционально существующей радуги во взаимозависимой радуге есть абсолютная природа этой радуги. Итак, с одной стороны можно сказать, что радуга имеет зависимое существование, с другой – что радуга пуста от независимого, субстанционального существования.

Что является кунтагом этой чашки? Независимая, субстанционально существующая чашка. Когда вы смотрите на неѐ, вы этого не осознаѐте, но в действительности эта чашка является вам независимой, субстанционально существующей. Например, когда вы едете в машине, у вас возникает иллюзия, что деревья движутся, а машина стоит. Или ещѐ пример: несмотря на то, что земля круглая, она вам кажется плоской. Это тоже кунтаг.

Вторая характеристика этой чашки – шенванг. Шенванг – это что-то зависимое от другого. Чашка зависит от своей субстанции и зависит от своей формы, поэтому она имеет взаимозависимое происхождение.

Например, если я разобью эту чашку на мелкие кусочки, субстанция чашки не изменится. Останется груда осколков, однако материя чашки не изменится. Но груда осколков не является чашкой. Если дробить песок, то он остаѐтся песком, если же разбить чашку, то она перестанет ей быть. Почему?

Песок не зависит от своей формы, он зависит только от своей субстанции. Существование чашки зависит как от субстанции, так и от формы. Поэтому, если лишить еѐ формы, она перестанет быть чашкой. Чашка, зависящая от составляющих ее частиц материи и от формы – это шенванг чашки, он существует. Независимой, субстанционально существующей чашки же вообще нет, потому что чашка – это зависимое явление.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.03.14
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет