О Трех Основах Пути. Продолжение

Я очень рад снова вас видеть. Для того чтобы получить учение по Трем Основам Пути, развейте в себе правильную мотивацию, связанную с заботой о счастье всех живых существ. Мы дошли до обсуждения третьей основы пути, называемой правильным воззрением, то есть открытием для себя абсолютной природы самого себя и всех явлений. В буддизме говорится, что мы вращаемся в сансаре из-за непонимания этой абсолютной природы и потому цепляемся за кажущееся существование вещей. Если вы проследите, откуда и каким образом возникают все наши умственные омрачения, то увидите, что все они порождаются из неведения того, что такое «Я» и природы существования явлений. Поэтому очень важно обрести это правильное понимание. Лучший способ искать воззрение о пустоте – через понимание принципа взаимозависимого происхождения. В прошлый раз я объяснил вам самый грубый уровень взаимозависимого происхождения, поняв который, вы сможете также понять и наиболее грубый уровень пустоты.

Сегодня мы обсудим взаимозависимое происхождение с позиции школы Мадхьямика, которая, в свою очередь, делится на Мадхьямику-Сватантрику и Мадхьямику-Прасангику. Прасангика считается самой высшей школой буддийской философии. Термины, используемые в Сватантрике и Прасангике, несколько отличаются, и для вас важно понимать, что стоит за этой терминологией. Например, и Сватантрика, и Прасангика не признают истинного существования. Однако, Прасангика, в отличие от Сватантрики, не признает также и самобытия явлений. Все это я объясняю в своей книге «Ум и пустота», поэтому сейчас не буду подробно останавливаться.

Поговорим о том, каких воззрений о взаимозависимом происхождении придерживается Прасангика. Эта школа считает, что каждое явление зависит от основы для обозначения и обозначения мыслью, поэтому каждое явление лишено самобытия, иначе говоря, не имеет истинного существования. Если бы какое-либо явление обладало истинным существованием, оно должно было бы все время оставаться неизменным. Например, если бы семя имело истинное существование, то оно не могло бы превратиться в дерево, то есть всегда оставалось бы семенем. Итак, Прасангика утверждает, что все явления имеют зависимое существование, потому что зависят от обозначения мыслью, а следовательно, все они лишены истинного существования.

Возьмем, к примеру, Москву. Если мы не будем тщательно анализировать этот вопрос, то нам будет казаться, что мы находимся в некой твердотельной Москве. Но в действительности, Москва – это всего лишь название, присвоенное определенной территории. Если есть некая твердотельная Москва, которая существует не в силу обозначения, данного некоей территории, а помимо этого есть еще со стороны самого объекта некая конкретная Москва, то вы должны мне показать ее. Если этот дом – не Москва, значит, мы не находимся в Москве. Если этот район – Москва, и другой район – тоже Москва, получается, что Москва не одна. Если не один из районов города не является Москвой, то где же Москва? Когда мы ищем таким образом, то пытаемся найти самосущую, некую твердотельную Москву, а это невозможно, такой Москвы не существовало с самого начала. Что же такое Москва? Если этот район или этот дом кто-то называет Москвой, то тогда Москва начинает существовать, в силу того, что кто-то ее так обозначил. До этого существовала та же самая территория, на ней были какие-то дома, но она не была Москвой. Если бы эта территория изначально была Москвой, то есть, если бы у нее были врожденные качества Москвы, то ей не надо было бы присваивать название «Москва», она и так была бы Москвой с самого начала. Но с другой стороны мы не говорим, что Москвы не существует. Ведь достоверно то, что мы все находимся в Москве в данный момент. Тогда как же она существует? Если мы будем исследовать этот вопрос с другой стороны, то обнаружим, что Москва имеет просто номинальное существование – это только название, данное объектной основе. То есть, если достоверной основе для обозначения дать наименование «Москва», то это будет Москва. Итак, с точки зрения Прасангики нет никакой субстанционально или материально существующей Москвы, Москва имеет просто номинальное существование.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.03.14
8
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Благодарю Джалус!

09.03.14