О Трех Основах Пути. Продолжение - блог №980460

Благодаря взаимозависимому существованию «Я», у него нет никакого самобытия, то есть «Я» не существует со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Самосущее «Я» подобно движущимся деревьям, его не существует, но тем не менее, у нас возникает видимость самосущего «Я».

Это происходит из-за очень сильных отпечатков, идущих из наших предыдущих жизней. В силу привыкания к тому, что мы постоянно видим вещи самосущими, то есть у нас постоянно возникает видимость их самобытия, мы продолжаем воспринимать и свое «Я» как нечто самосущее. Мы не отвергаем видимость самосущего «Я», потому что она существует.

Мы не отвергаем видимость движущихся деревьев. Но когда мы осознаем, что внашем «Я» отсутствует самобытие, также как мы осознаем, что деревья не движутся на самом деле, у нас пропадает цепляние за видимость движущихся деревьев, тогда мы понимаем что у «Я» отсутствует самобытие. У нас пропадает цепляние за самобытие «Я» и появляется удостоверение совершенно противоположного порядка – удостоверение «Я», лишенного самобытия.

Это очень обширный материал. То, что я вам дал за одну лекцию, на самом деле изучается от одной до двух недель, но поскольку у нас с вами времени немного, я все это пытаюсь сконцентрировать в небольшом курсе лекций.

Вопрос: Получается, что видимость реальна. Если едет машина, она реальна, хотя, кажется, что движутся деревья, значит есть что-то реальное помимо номинального? Должно же быть какое-то другое существование помимо номинального, что создает видимость?

Ответ: Если мы исследуем движущуюся машину, движущиеся деревья, то поймем, что все это тоже имеет просто номинальное существование. Почему мы не отвергаем видимость движущихся деревьев? Потому что можем ее обнаружить посредством относительного анализа. Вы можете явственно познать видимость движущихся деревьев, если спросите своего друга, который едет тоже в этой машине, видит ли он движущиеся деревья. Он ответит, что видит, и это будет относительная достоверность. Если же только вы видите движущиеся деревья, а другие люди нет, тогда это опасно, это полная галлюцинация.

Вопрос: Если так легко все доказать, почему тогда низшие школы до сих пор существуют?

Ответ: В Тибете сейчас низшие школы уже не существует, только Мадхьямика-Прасангика, но их изучают для того, чтобы лучше понимать высшие.

Вопрос: Что такое основа для обозначения, откуда она появляется?

Ответ: Основа для обозначения возникает благодаря соединению воедино взаимозависимых причин и условий. Если вы начнете рассматривать основу для обозначения, то обнаружите, что она тоже существует номинально. Например, ваше тело и ум – это основа для обозначения «Я». Исследуйте свое тело, и вы увидите, что это тоже только название, которое дается каким-то другим основам, то есть вашей голове, животу, рукам, ногам. Затем исследуйте свою голову, и вы поймете, что ваша голова тоже существует просто номинально, что это тоже просто название, которое дается каким-то другим основам. Возьмите одну из этих основ, например, мозг для обозначения «голова», и вы придете к выводу, что мозг тоже всего лишь номинальное явление, зависящее от каких-то других частей, это наименование, данное каким-то другим основам для обозначения. Если вы исследуете эти основы, то обнаружите, что это тоже некое название, данное другим основам. Таким образом, в процессе дальнейшего деления, вы дойдете до электронов, протонов, субатомных частиц, и это все будет только названием, которое дается не менее чем двум основам для обозначения. То есть, поскольку нет неделимой частицы, то нет ничего, имеющего субстанциональное существование. Если есть нечто субстанционально существующее, то это означает, что есть что-то, существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью, на что можно указать пальцем посредством абсолютного анализа и сказать: «Вот оно». Значит, нет никакой частицы, которая существовала бы со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью, потому что нет неделимых частиц, как говорится в буддизме.

Вопрос: Дайте, пожалуйста, обозначение абсолютного существования.

Ответ: Когда вы ищите свое «Я», что вы обнаруживаете в плане его абсолютного существования? Необнаружение «Я» – это не абсолютное существование. Чтобы проводить абсолютный анализ, для начала необходимо понять, какой объект нужно отрицать. Что такое объект отрицания? Это некое «Я», существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Оно мне является, мною воспринимается, и я полагаю, что оно существует. Если такое «Я», существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью, действительно есть, то я должен его обнаружить в ходе анализа.

Анализ можно проводить разными способами. Вот один из них. Если что-то существует, то оно должно существовать либо в единственном либо во множественном числе. Если такое самобытие существует, то оно должно быть в единственном числе, как некая единица. Вы начинаете исследовать каждую часть своего тела: где находится это отдельное единичное «Я», которое не зависит от тела и ума? Все свое тело вы можете разделить на части, но такого «Я» вы не найдете. Если вы будете точно также копаться в своем уме, то тоже не найдете такого единичного «Я». Вы придете к выводу, что самосущего «Я» не существует в единственном числе, иначе вы бы его нашли. Если его не существует в единственном числе, как оно может существовать во множественном?

Есть множество других способов проводить абсолютный анализ, но используя их, вы, также, в конечном итоге, поймете, что в «Я» отсутствует самобытие. Это и будет абсолютным существованием вас. На этом мы остановимся, чтобы вы совсем не запутались.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

08.03.14
247
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store