О Трех Основах Пути. Продолжение

В момент вашей смерти ваш ум отделяется от вашего грубого тела, но у него остается тонкое энергетическое тело. Именно в сопровождении тонкого энергетического тела, ум отделяется от вашего грубого тела. И в этот момент у вашего «Я» тоже есть основа для обозначения. Теперь, когда вы лишились грубого тела и ума, основой для обозначения «Я» являются уже тонкий ум и тонкое тело. Поскольку существование этого тонкого ума и тонкого тела непрерывно, бесконечно, то есть оно не прекращается, поэтому и говорится, что «Я» — бесконечно, существование «Я» тоже бесконечно. «Я» — это название, данное тонкому телу и тонкому уму, поскольку эти два: тонкое тело и тонкий ум существуют постоянно, то есть они неразрушимы, то этот поток существования тонкого тела и ума постоянно получает, так непроизвольно, спонтанно получает это обозначение «Я».

Какую бы карму вы ни создали, соответственно, такой же отпечаток закладывается в вашем сознании. И затем этот отпечаток дает плоды в ваших следующих жизнях. И поэтому ваше номинально существующее «Я» в этой жизни создает негативную карму, а номинально существующее «Я» в будущих жизнях будет испытывать ее результаты, ее плоды. Несмотря на то, что «Я» пусто от самобытия, это ни коим образом не ущемляет причинно-следственную взаимосвязь. В номинальном существовании возможно все — карма, сансара, нирвана, номинальное существование допускает все. Это уникальная характеристика школы прасангика мадхьямика, ее воззрения.

Вот например, в низших школах философии, если допустить отсутствие самобытия у явлений, это очень трудно совместить с действием закона кармы. То есть это несомненно должно, непременно должно повлечь за собой то, что и кармы нет, раз нет самобытия. Поэтому последователи этих школ приходят к выводу, что должно быть некое самосущее «Я», которое происходит из прошлых жизней и продолжает свое существование в будущих жизнях. Но прасангика мадхьямика говорит, что если есть самобытие, то семя не может превратиться в дерево. Потому что самосущее семя и самосущее дерево — это совершенно разные самосущности, и поэтому они не могут превратиться друг в друга.

Если ваше «Я» обладает собственным существованием, то если вы молоды — вы должны всегда оставаться молодыми, вы не можете стареть. Потому что самосущая молодость и самосущая старость — тоже совершенно различные субстанции. Итак, если вы верите в самобытие вещей, из этого будет вытекать очень много логических противоречий. Да, все феномены видятся нам самосущими, имеющими самобытие. Итак, поскольку «Я» и все феномены пусты от самобытия, то семя может вырасти в дерево, а молодой человек может стать стариком. И поэтому в прасангике мадхьямике говорят, что если вы увидите, что зависимо существующее проявление и пустота от самобытия взаимодополняют друг друга, значит вы поняли воззрение прасангики. С одной стороны взаимозависимое «Я» существует, то есть существует номинальное «Я». Но, с другой стороны, оно пусто от самобытия. Если вы эти два аспекта видите как нечто совершенно разное и несовместимое, значит вы не поняли воззрение Будды.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.03.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет