О Трех Основах Пути. Продолжение

Итак, когда вам являются основы для обозначения «я», вы моментально накладываете на них обозначение «я», и уже в следующий момент ваше «я» начинает представляться вам, как нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от обозначения. При этом надо понимать, что объект цепляния за самобытие вашего «я» — это ваше «я», как таковое, то есть вы не цепляетесь за свое тело, как за самосущее и или за свой ум, как за самосущий, вы цепляетесь именно за свое «я» как за самосущее «я».

Объект отрицания, касательно вашего «я» будет становиться для вас все яснее и яснее, если вы будете проводить такие эксперименты, если вы будете постоянно проверять: допустим, если кто-то назовет вас дураком или вором в присутствии других людей, у вас несомненно всплывет твердая концепция о своем «я», и это будет ни что иное, как образ «я», существующего со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью. Это будет тот самый объект отрицания. Вы скажете: как он посмел назвать меня вором, я вообще ничего не крал! Некое очень плотное «я», со стороны объекта существующее, существующее независимо от данного ему мысленного обозначения возникнет, проявится в вашем уме.

Такая видимость «я» подобна движущимся деревьям. Такое цепляние за «я», как за нечто существующее со стороны объекта, вне зависимости от обозначения, данного мыслью, подобно цеплянию за движущиеся деревья, за иллюзию движущихся деревьев, когда вы едете в машине. Этот объект отрицания вы должны исследовать, исследовать, исследовать, пока постепенно не поймете, что именно это и подлежит отрицанию. И когда это отрицание проявится в вашем уме очень явственно, очень четко, вы сможете сказать: такое «я» не существует, потому что «я» имеет зависимое существование. Что это за «я», которое мы отрицаем? Это «я», существующее со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью, это истинно существующее «я». Такого независимого «я» нет, потому что «я» имеет зависимое существование.

Например, старик вынужден подниматься, опираясь на палку. И вы можете сказать, что в старике отсутствует независимость, потому что он зависим от палки. Поскольку он опирается на палку, зависит от палки, то вы можете очень четко и ясно сказать, что у него отсутствует независимость, поскольку он зависит от палки. Потому что зависимость и независимость — это дихотомия. Старик не может быть одновременно независимым и при этом зависеть от палки. А если он зависит от своей палки, значит, у него должна отсутствовать независимость. Поскольку у него отсутствует независимость, он должен быть зависим. Итак, когда мы говорим, что у этого старика отсутствует независимость, то это не означает, что старика не существует. Это означает только то, что он зависим.

Точно также, когда вы говорите: я пуст от самобытия, поскольку «я» существует зависимо, это то же самое, что сказать: у старика отсутствует независимость, потому что он зависит от палки. «Я» пусто от самобытия, потому что «я» зависит от мысленного наименования. Итак, когда вы поймете, что вы зависите или ваше «я» зависит от мысленного обозначения, то вы одновременно также должны понять, что у вашего «я» отсутствует самобытие, что «я» пусто от самобытия. Но тот факт, что вы пусты от самобытия вовсе не означает, что вас вообще не существует, поскольку ваша пустота от самобытия означает только то, что вы имеете зависимое происхождение, зависимое существование.

Таким образом, тот факт, что у старика отсутствует независимость, не означает, что старика не существует, это означает только то, что он должен быть зависимым. Поэтому в «Сутре сердца» сказано, что форма есть пустота, пустота есть форма. Вы можете также сказать: «я — это пустота, пустота — это я». «Я» — пустота, потому что «я» — это наименование, данное мыслью. Поскольку «я» — наименование, данное мыслью, «я» пусто от существования со стороны объекта вне зависимости от мысленного наименования. Поскольку «я» пусто от существования со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью, следовательно, «я» должно зависеть от обозначения мыслью.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.03.14
9
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет